Полное руководство по подбору моторного масла

Полное руководство по подбору моторного масла

Как выбрать моторное масло для двигателя:

Выбор моторного масла — это важный аспект ухода за автомобилем, от которого напрямую зависит долговечность и эффективность работы двигателя. Правильное масло помогает предотвратить износ, перегрев, засорение фильтров и повышает экономию топлива. 

В этой статье мы разберем, как правильно выбрать моторное масло, учитывая вязкость, классификацию, допуски, одобрения производителей и частоту замены масла. Мы также обсудим риски, связанные с неправильным выбором масла, и причины, почему так важно соблюдать рекомендации производителя.

1. Вязкость моторного масла

Что такое вязкость масла?

Вязкость масла — это его способность сопротивляться течению. Это одна из самых важных характеристик, которая напрямую влияет на эффективность работы двигателя. Вязкость масла определяется при разных температурах. При холодном запуске масла с низкой вязкостью быстро начинают циркулировать по системе, обеспечивая мгновенную смазку, в то время как масла с высокой вязкостью более устойчивы к высокой температуре и нагрузкам.

Вязкость масла обозначается двумя цифрами, разделенными буквой "W" (Winter, что означает зима). Первая цифра указывает на зимнюю вязкость масла (при температуре ниже 0°C), вторая — на его вязкость при нормальных температурах эксплуатации.

Как вязкость влияет на работу двигателя?

При низких температурах: масла с низкой вязкостью позволяют обеспечить более быструю циркуляцию жидкости, что уменьшает износ двигателя при холодном запуске.

При высоких температурах: масла с высокой вязкостью обеспечивают стабильную работу двигателя в условиях высоких нагрузок и перегрева, предотвращая износ движущихся частей.

Как выбрать подходящее масло?

При выборе масла важно учитывать рекомендации производителя автомобиля. Они прописаны в руководстве пользователя и обычно указываются в виде кода вязкости, например, 5W-30, 10W-40 и т.д. Масло должно соответствовать климатическим условиям, в которых эксплуатируется ваш автомобиль, а также особенностям конструкции двигателя.

2. Допуски и одобрения производителей

Что такое допуски и одобрения?

Допуски и одобрения — это стандарты, установленные производителями автомобилей и моторов, которые определяют, какие масла соответствуют их требованиям. Эти стандарты обеспечивают оптимальную работу двигателя, защиту от износа, поддержание его долговечности и минимизацию вредных выбросов.

Что важно понимать о допусках и одобрениях?

Допуски — это требования, которые должны быть выполнены для использования масла в двигателе. Одобрения же более строго регламентируют параметры масла, на которые в процессе испытаний обращается внимание автопроизводитель. Например, масло может быть допущено для использования в определенной модели автомобиля, но не получит одобрение, если не прошло испытания на длительную эксплуатацию или высокие нагрузки.

Разница между допусками и одобрениями заключается в том, что допуски — это базовые требования, которые масло должно удовлетворять, чтобы использовать его в конкретном автомобиле, в то время как одобрение подразумевает более высокие стандарты, включая испытания масла на эффективность в различных условиях эксплуатации.

Примеры допусков производителей

  • BMW:
    В автомобилях BMW важным элементом является система Longlife, которая включает допуски для определенных марок масла. Например:
    • BMW Longlife-01: Это допуск для бензиновых двигателей, который применяется в автомобилях, выпущенных до 2004 года. Масло с этим допуском обладает хорошей устойчивостью к окислению и образованию отложений.
    • BMW Longlife-04: Этот допуск был введен для улучшения экономии топлива и защиты от износа, применим в современных бензиновых и дизельных двигателях. Масла с таким допуском также минимизируют выбросы CO2, что важно для экологических норм.
    • BMW Longlife-12 FE: Используется в автомобилях, которым необходимо масло с повышенными характеристиками экономии топлива и защиты от износа.
  • Mercedes-Benz:
    Mercedes-Benz также использует систему допусков для разных типов двигателей:
    • MB 229.1, 229.3: Эти допуски ориентированы на бензиновые и дизельные двигатели и предлагают отличную защиту от износа, стабильную работу в условиях высоких температур и предотвращение образования отложений.
    • MB 229.5: Это допуск для современных автомобилей, оснащенных бензиновыми и дизельными моторами с турбонаддувом. Масла с этим допуском обеспечивают отличную защиту и долговечность двигателей, а также способствуют улучшению топливной экономичности.
    • MB 229.51: Допуск для двигателей с низким уровнем выбросов и системы экостандартов. Масла с этим допуском используются в самых современных автомобилях с низким уровнем вредных выбросов.
  • Volkswagen:
    Volkswagen использует собственную систему классификации для масел, включая такие допуски, как:
    • VW 502.00: Масло, которое рекомендуется для большинства современных бензиновых двигателей с нормальными эксплуатационными условиями. Оно гарантирует отличную защиту от износа и долгий срок службы двигателя.
    • VW 507.00: Этот допуск применяется к дизельным двигателям с фильтрами сажевых частиц (DPF). Масла с этим допуском уменьшают вредные выбросы и предотвращают образование отложений на фильтре.
    • VW 504.00: Масло для бензиновых двигателей, обеспечивающее высокий уровень защиты и экономии топлива. Также рекомендуется для двигателей с турбонаддувом.
  • Audi:
    Audi также придерживается строгих допусков для своих автомобилей:
    • VW 504.00/507.00: Эти допуски применимы для бензиновых и дизельных двигателей с высокими требованиями к экологичности и экономии топлива. Масла с такими допусками помогают минимизировать выбросы углекислого газа и поддерживают высокий уровень защиты от износа.
    • Audi Longlife-03: Масла, которые соответствуют этому допуску, предназначены для бензиновых и дизельных двигателей Audi. Они обеспечивают длительный интервал между заменами масла и высокую защиту от загрязнений и износа.
  • Porsche:
    Porsche использует несколько специфичных допусков для своих автомобилей:
    • Porsche A40: Масла с этим допуском рекомендованы для бензиновых и дизельных двигателей Porsche, включая спортивные модели. Они обеспечивают отличную защиту от износа, стабильную работу при высоких температурах и хорошие характеристики по экономии топлива.
    • Porsche C30: Этот допуск предназначен для новых двигателей Porsche с турбонаддувом. Масла с этим допуском обеспечивают высокую защиту, особенно при экстремальных нагрузках и в условиях спортивного вождения.
  • Opel:
    Opel использует различные стандарты для своих автомобилей:
    • Opel GM-LL-A-025: Этот допуск применяется для бензиновых двигателей Opel. Масла с этим допуском обеспечивают стабильную работу двигателя при любых температурах и обеспечивают экономию топлива.
    • Opel GM-LL-B-025: Используется для дизельных двигателей с системой фильтрации выхлопных газов. Масла с этим допуском обеспечивают длительный срок службы фильтра сажевых частиц и эффективную работу на протяжении всего интервала замены.
  • Renault:
    Renault имеет несколько строгих допусков для автомобилей, использующих моторные масла:
    • Renault RN0710: Этот допуск применяется к маслами для бензиновых и дизельных двигателей. Масла, прошедшие этот допуск, предлагают отличную защиту от износа, особенно в условиях городского движения.
    • Renault RN0720: Допуск предназначен для автомобилей с дизельными двигателями, которые оснащены фильтрами сажевых частиц. Масла с этим допуском помогают поддерживать эффективную работу системы фильтрации и минимизировать выбросы загрязняющих веществ.
  • Fiat:
    Fiat использует несколько допусков для различных моделей автомобилей:
    • Fiat 9.55535-G1: Этот допуск подходит для автомобилей с бензиновыми двигателями, включая малые городские автомобили. Масла с таким допуском обеспечивают стабильную работу двигателя и защиту от износа при городской эксплуатации.
    • Fiat 9.55535-N2: Масла с этим допуском подходят для дизельных двигателей с турбонаддувом. Они предлагают высокую защиту от образования отложений и помогают поддерживать работу двигателя в экстремальных температурных режимах.
  • Hyundai:
    Hyundai имеет свои стандарты для моторных масел:
    • Hyundai API SJ/SL/CF: Масла с этим допуском обеспечивают отличную защиту двигателя, особенно для старых моделей Hyundai. Они помогают поддерживать двигатель в хорошем состоянии при длительном пробеге и предотвращают образование отложений на поршнях.
    • Hyundai ILSAC GF-6: Этот допуск является более современным и используется для новых автомобилей с улучшенной системой защиты от износа. Масла с этим допуском также повышают топливную экономичность и снижают вредные выбросы.
  • Jaguar/Land Rover:
    Jaguar и Land Rover используют различные допуски для своих автомобилей:
    • Jaguar Land Rover STJLR.03.5003: Масла с этим допуском рекомендованы для автомобилей, оснащенных турбонаддувом. Они обеспечивают стабильную работу двигателя даже в условиях тяжелых нагрузок и высоких температур.
    • Jaguar Land Rover STJLR.03.5001: Этот допуск используется для дизельных двигателей с фильтрами сажевых частиц. Масла с таким допуском поддерживают высокую эффективность фильтрации и снижают уровень загрязнений в выхлопных газах.
  • Honda:
    Honda имеет свои стандарты для двигателей:
    • Honda HTO-06: Этот допуск применяется для бензиновых и дизельных двигателей Honda. Масла с таким допуском предлагают отличную защиту от износа, стабильную работу при высоких температурах и хороший показатель экономии топлива.
    • Honda HCF-2: Масло с этим допуском предназначено для новейших моделей Honda с высокоэффективными двигателями. Оно обеспечивает превосходную защиту от износа и увеличивает срок службы двигателя.
  • Kia:
    Kia использует собственные допуски для своих автомобилей:
    • Kia API SN/CF: Масло с этим допуском обеспечит отличную защиту для бензиновых и дизельных двигателей Kia, а также поможет поддерживать двигатель в оптимальном состоянии при любых эксплуатационных условиях.
    • Kia ILSAC GF-6: Этот стандарт для масел предназначен для новых автомобилей Kia, обеспечивая высокую экономию топлива и надежную защиту от загрязнений, что идеально подходит для современных двигателей с минимальными выбросами.
  • Chevrolet:
    Chevrolet использует допуски для различных типов двигателей:
    • Chevrolet GM-LL-A-025: Этот допуск используется для бензиновых двигателей, обеспечивая отличную защиту и стабильную работу при высоких температурах.
    • Chevrolet GM-LL-B-025: Масла с этим допуском применяются в дизельных двигателях, включая автомобили с фильтрами сажевых частиц. Они обеспечивают эффективную работу системы фильтрации и поддерживают оптимальный уровень выбросов.
  • Ford:
    Ford также использует классификацию для масел:
    • Ford WSS-M2C913-C: Это допуск для современных бензиновых двигателей, который поддерживает высокую экономию топлива и эффективную работу при низких температурах.
    • Ford WSS-M2C948-B: Масла с этим допуском подходят для более мощных бензиновых и дизельных двигателей. Они обеспечивают стабильную работу и защиту от износа даже в условиях сложной эксплуатации.

Почему важно соблюдать рекомендации производителя?

Пренебрежение рекомендациями производителя может привести к множеству проблем, включая:

  • Износ двигателя: Неправильное масло может не обеспечивать необходимую защиту от трения и перегрева, что может привести к быстрому износу двигателя.
  • Проблемы с системой фильтрации: Масло, не соответствующее допускам, может засорить фильтры, в том числе фильтры сажевых частиц (DPF), что приведет к снижению эффективности системы очистки выхлопных газов.
  • Нарушение гарантии: Использование масла, не соответствующего требованиям, может привести к отказу производителя от выполнения гарантийных обязательств, если возникнут проблемы с двигателем.
  • Увеличение расхода топлива: Неправильное масло может повысить трение внутри двигателя, что приведет к увеличению потребления топлива и снижению общей эффективности автомобиля.

Для того чтобы избежать этих проблем, всегда следует использовать масло, соответствующее допускам и одобрениям, указанным производителем вашего автомобиля. Это обеспечит не только безопасность, но и эффективность работы вашего автомобиля на долгие годы.

3. Классификация масел: API, ACEA, ILSAC

Каждое моторное масло классифицируется в соответствии с рядом стандартов, таких как API, ACEA и ILSAC. Эти классификации помогают определиться, какое масло подходит для конкретных автомобилей и условий эксплуатации. Рассмотрим их более детально.

3.1. API (Американский институт нефти)

API (American Petroleum Institute) — это классификация, используемая в США и многих других странах для определения качества и назначения моторных масел. Масла с маркировкой API обозначают соответствие определённым требованиям по защите двигателей, топливной экономичности и выхлопным газам. API делит масла на две группы: для бензиновых и для дизельных двигателей.

Для бензиновых двигателей масла классифицируются как:

  • API SN: Масла этого класса подходят для новых двигателей. Они обеспечивают отличную защиту от износа, предотвращают образование отложений и защищают от окисления при высоких температурах. Этот стандарт применяется для большинства современных легковых автомобилей.
  • API SM: Предшествующая версия API SN, масла с этим классом защищают двигатель от износа и отложений, но имеют несколько более низкие требования по экономии топлива.
  • API SL: Масла SL обеспечивают хорошую защиту от износа и отложений, но они предназначены для автомобилей с меньшими требованиями к экономии топлива, чем масла более новых классов.

Для дизельных двигателей существуют такие классификации:

  • API CF: Масла класса CF применяются для дизельных двигателей, которые не оснащены фильтром сажевых частиц. Эти масла обеспечивают защиту от износа и загрязнения, но подходят для менее современных дизельных автомобилей.
  • API CI-4: Масла с этим допуском предназначены для более современных дизельных двигателей, обеспечивая отличную защиту при более высоких нагрузках и более строгих требованиях к выбросам.
  • API CJ-4: Масла этого класса соответствуют самым современным требованиям, включая защиту от образования отложений в двигателе и минимизацию выбросов загрязняющих веществ.

API также применяет различные буквенные индикаторы для указания сезонности масел:

  • W (Winter): Эта буква в конце обозначает, что масло предназначено для использования в зимних условиях. Например, в марке 5W-30 цифра «5» означает, что масло хорошо работает при низких температурах.

3.2. ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей)

ACEA (Association des Constructeurs Européens d'Automobiles) — это европейская классификация масел, разработанная для обеспечения совместимости масел с высококачественными двигателями автомобилей, произведённых в Европе. Классификация ACEA делит масла на несколько категорий в зависимости от их применения:

  • ACEA A1/B1: Масла этого класса предназначены для легковых автомобилей и малых дизельных двигателей, с умеренными требованиями по защите от износа. Они обладают хорошими характеристиками экономии топлива.
  • ACEA A3/B3: Масла для легковых и малых дизельных автомобилей с высокими требованиями к защите от износа, долговечности и вязкости при высоких температурах. Эти масла хорошо подходят для автомобилей с более мощными двигателями.
  • ACEA A3/B4: Более высококачественные масла, которые подходят для двигателей с турбонаддувом и для длительных интервалов замены. Эти масла обеспечивают отличную защиту от износа и минимизируют образование отложений.
  • ACEA C1: Масла с этим допуском предназначены для современных дизельных двигателей с фильтрами сажевых частиц, обеспечивая отличную защиту и минимизацию выбросов.
  • ACEA C2: Масла для двигателей с системой фильтрации выхлопных газов, обеспечивающие отличную топливную экономичность, при этом масла с этим допуском могут снижать выбросы вредных веществ.
  • ACEA C3: Масла, обеспечивающие максимальную защиту для современных дизельных двигателей, включая двигатели с фильтрами сажевых частиц, и гарантируют долгий срок службы мотора.

ACEA классификация позволяет выбрать масло в зависимости от типа двигателя, уровня выбросов, а также от частоты замен и условий эксплуатации.

3.3. ILSAC (Международная организация производителей автомобилей Северной Америки)

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — это классификация, которая используется в первую очередь для автомобилей, производящихся в Северной Америке. Основная цель ILSAC — улучшение топливной экономичности, а также соблюдение стандартов выбросов и защиты двигателей.

Основные категории ILSAC:

  • ILSAC GF-6A: Эта категория применяется к современным бензиновым двигателям с улучшенной экономией топлива и минимизацией выбросов. Масла GF-6A обеспечивают отличную защиту двигателя и долговечность в условиях современных высокоэффективных двигателей.
  • ILSAC GF-6B: Масла этой категории также обеспечивают высокую экономию топлива, но они предназначены для более высокооборотных двигателей и обеспечивают дополнительную защиту от износа и образования отложений в экстремальных условиях эксплуатации.

ILSAC также учитывает показатели вязкости масла в различных условиях эксплуатации, а также долговечность масла при долгосрочной эксплуатации и условиях холодного пуска.

Сравнение классификаций API, ACEA и ILSAC

Важное отличие между классификациями API, ACEA и ILSAC заключается в их региональной специфике и акценте на разные аспекты работы масла:

  • API фокусируется в основном на защите от износа и долговечности масла, а также на соблюдении стандартов по выбросам в США.
  • ACEA акцентирует внимание на долговечности и высококачественной защите для европейских автомобилей, в том числе тех, что оснащены системами фильтрации выхлопных газов.
  • ILSAC ориентирован на улучшение топливной экономичности и минимизацию выбросов, что особенно важно для американских автомобилей.

При выборе масла необходимо учитывать, в каком регионе был произведён автомобиль и какие требования предъявляются к эксплуатации его двигателя.

Каждая из классификаций имеет своё применение в зависимости от типа автомобиля и условий эксплуатации, что позволяет более точно выбрать подходящее масло для двигателя вашего автомобиля.

4. Частота замены моторного масла

Минеральное масло: каждые 5 000 – 7 000 км.

Полусинтетика: каждые 7 000 – 10 000 км.

Синтетика: каждые 10 000 – 15 000 км, либо раз в год. При городской езде с частыми остановками или холодными пусками — меняйте чаще.

5. Последствия применения неподходящего моторного масла

Использование масла, не соответствующего требованиям автопроизводителя, может привести к ряду серьёзных последствий:

Увеличенный износ двигателя

Масло с неподходящей вязкостью или составом не формирует надёжную масляную плёнку. Это усиливает трение между деталями, ускоряя их износ.

Перегрев

Неправильное масло неэффективно отводит тепло. В результате двигатель перегревается, что может повредить поршни, кольца и клапаны.

Отложения и шлам

Масло без нужных моющих присадок способствует образованию отложений, шлама и лака. Это снижает проходимость каналов и загрязняет масляный фильтр.

Проблемы с турбиной

Турбированные двигатели требуют масел с высокой термостабильностью. Несоответствующее масло может привести к «закоксовке» и выходу турбины из строя.

Повреждение уплотнений и прокладок

Некоторые масла разрушают резиновые элементы двигателя, вызывая течи и падение давления масла.

Потеря гарантии

Официальные дилеры часто отказывают в гарантии, если используется масло без одобрения производителя.


Вывод: Всегда проверяйте спецификации и допуски масла. Применение неподходящего состава — это экономия сегодня и дорогостоящий ремонт завтра.

6. Когда допустимо доливать другое масло:

  1. В экстренной ситуации
    Если уровень масла критически низкий, а подходящего под рукой нет, допускается доливка масла другой марки, но с аналогичной вязкостью и спецификацией.

  2. При соблюдении совместимости по классификации
    Желательно, чтобы новое масло соответствовало той же классификации по:

  • API (например, обе марки – API SN)

  • ACEA (например, обе – ACEA C3)

  • ILSAC (например, обе – GF-6A)

  1. При одинаковой основе
    Смешивать минеральное и синтетическое масло крайне не рекомендуется. Лучше доливать масло с такой же основой, например:

  • синтетика + синтетика

  • полусинтетика + полусинтетика


Когда не стоит доливать другое масло:

  • Разная вязкость (например, было 5W-30, а вы доливаете 10W-40)

  • Разные допуски производителей (например, было масло с VW 504.00, а вы доливаете без допуска)

  • Принципиально разная основа (синтетика + минералка)


Возможные риски при смешивании:

  • Потеря защитных свойств масла

  • Пена и осадки

  • Повышенный износ двигателя

  • Загрязнение фильтра и каналов


Что делать после экстренной доливки:

После экстренной доливки рекомендуется как можно скорее заменить масло полностью, чтобы избежать последствий смешивания.

7. Заключение

Выбор правильного моторного масла — это залог долгой и бесперебойной работы вашего автомобиля. Внимательно следуйте рекомендациям производителя, учитывайте вязкость, классификацию и допуски, и не забывайте о регулярной замене масла. 

Только так можно избежать проблем с двигателем и продлить его ресурс. 

Если у вас есть вопросы, проконсультируйтесь с профессионалами — это поможет вам сделать лучший выбор и избежать дорогостоящих ошибок.

14.04.2025
Выберите способ связи
telegram
WhatsApp
VK
Mail
Phone
Менеджер
Геннадич
Ведущий специалист
+7 (911) 034-05-55
Консультация специалиста
Наш менеджер перезвонит Вам
Менеджер
Геннадич
Эксперт
+7 (911) 034-05-55
Записаться на сервис
Наш специалист свяжется с вами в течении 5 минут

Менеджер
Хорошова Анастасия
Сметчик
+7 000-00-99
Заказать расчет
Бесплатный расчет сметы в течении одного дня